Рассуждения о подлинном искусстве

В жизни каждого человека в определённый момент появляется нечто, несущее и заключающее в себе неповторимое впечатление. Нечто, изменяющее взгляды на жизнь и мир в целом. Впечатление может произвести бесконечное множество вещей, но мне всегда казалось, что самое сильное влияние на человека способно оказывать именно искусство. Я рассматриваю знакомство со стоящими произведениями как послание, так как в нашем мире всё взаимосвязано и не может не иметь первопричины. Каждый человек до известной степени мало знает о себе и об окружающем его мире, ровно как и до известной степени не желает знать правды. Но вот вопрос: что же такое подлинное искусство, как оно функционирует и помогает человеку?

Ответить на этот сложный вопрос пытались великие умы человечества. Но их мнения никогда не были единогласными: одни говорили, что искусство обязано причинять боль, таким образом перерождая человека. Иные говорили, что оно, прежде всего, должно доставлять удовольствие, возвышать над мирскими проблемами и создавать впечатление совершенного счастья. К произведениям искусства можно причислить и художественное полотно, и литературное произведение, и архитектурное сооружение. Но из всех видов искусства лично мне всегда была наиболее близка литература. Как известно, чтобы найти действительно хорошее произведение, необходимо перечитать множество книг. И вот, прочитав довольно обширное их количество, я могу с уверенностью сказать, что неизгладимое впечатление на меня произвели мысли и чувства Оскара Уальда. По моему мнению, он принадлежал именно к той группе писателей, которые очень много времени посвятили проблемам понимания и места искусства, разбирая различные проблемы подобного характера в своих произведениях на личном примере персонажей. И совершенно очевидно, что свои рассуждения о силе и назначении искусства, мнение о мире в целом, размышления о назначении человека, о сложности и многогранности личности он изложил в своем единственном романе «Портрет Дориана Грея».

Как известно, произведением искусства в романе является художественное полотно, а точнее – портрет Дориана Грея, нарисованный Бэзилом Холлуордом, талантливым художником, вдохновленным внешностью и внутренним миром Дориана. Он несколько наивен и слишком очарован его красотой, что сразу бросается в глаза. Художник считает его собственным эталоном, восхищается поразительной красотой юноши, его неиспорченностью, поэтическим отношением к миру, но совершенно напрасно. Он еще не знает, каким на самом деле является Дориан. Основной конфликт произведения начинается в тот момент, когда главный герой осознает, что любит искусство, но одновременно и ненавидит его: этот портрет, который навечно останется молодым, и он, раб своей оболочки, которая износится и превратит его в безобразного старика; портрет, который проживет в неприкосновенности еще долгое время, а Дориан с течением времени станет седым и сгорбленным, недостойным восхищения и лишенным своего ослепительного сияния. Его разлюбит художник, девушки перестанут видеть в нем «прекрасного принца», а все знакомые, раньше признававшие его эталоном мужской античной красоты, забудут о его существовании. В конце концов, в порыве собственного гнева, Дориан желает, чтобы портрет жил вместо него, покрывался морщинами и старел.

Время шло. Дориан становился все испорченнее и испорченнее, предавался самым низким развлечениям, посещал сомнительные заведения, разрушая свой прекрасный портретный образ. Сам он не менялся, а вот полотно через восемнадцать лет стало поистине отвратительно. Вместо обаятельного, милого и чистого юноши на вас смотрел морщинистый, с искажающей лицо ухмылкой, с кровавыми подтеками на руках, старик. Жизнь главного героя становится все менее и менее предсказуемой: на протяжении долгих лет он терзается мучениями. Он пребывает в постоянном страхе, что его портрет найдется, что его позорная тайна станет явью. Он начинает бояться буквально всего: его преследуют  мысли о том, что за ним постоянно следят, его одолевают ночные кошмары, он все чаще рассматривает портрет, который с каждым низким его поступком становится все ужаснее и ужаснее. Дорианом руководит только тщеславие, желание изведать все запретные плоды, неутолимая жажда красивой жизни. Он оправдывает собственные пороки благодеянием, не видит собственного разрушения и считает, что виноват во всем лишь его портрет. Он становится мнителен, подозрителен, жесток, и апогеем его окончательного разложения явилось убийство Бэзила Холлуорда — человека, который восхищался его красотой, и Сибиллы Вейн – девушки, которая любила его больше собственной жизни. Они связаны между собою незримой нитью: ведь именно они, восхищенные Дорианом с самого начала, разочаровываются в нем, когда видят его настоящее амплуа. Чем заканчивается жизнь главного героя? Он не может находиться в постоянном водовороте, состоящем из страхов, пожирающих его изнутри, и противоречий, накопленных в течение жизни. Поднявшись в комнату с полотном, он схватил нож и вонзил его в портрет. Слуги, вошедшие на странные звуки, увидели прекрасного молодого юношу в самом расцвете сил, изображенного на полотне, и лежащего рядом старика с отталкивающим, увядшим лицом и с ножом в груди. Лишь по отдельным приметам они опознали в безобразном старике Дориана Грея.

Оскар Уальд очень точно описал назначение искусства в своем бессмертном романе, но его произведения всегда отличаются одним важным моментом: в них никогда не содержится точного ответа. Более того, ответы на поставленные вопросы никогда не лежат на поверхности. Многих современников Уальда и последующих читателей отталкивал и сбивал с толку мистический ореол, созданный вокруг портрета Дориана, но это, прежде всего, средство художественной выразительности, конкретно показывающее моральное разложение героя, а не примитивная выдумка, созданная только для привлечения внимания. Для того, чтобы понять, что именно подразумевается под искусством, что есть подлинное искусство, необходимо не просто смотреть, а всматриваться.

Творец может создать прекрасное, но он никогда не знает, как воспримет его человек. Особенно показательно в этом плане наше время: огромное количество людей не просто не понимает, что красивого и какой смысл таится в том или ином произведении искусства, но и не желает этого знать. Творец вкладывает в свое произведение свое собственное «Я», раскрываясь таким образом зрителю, но зритель не всегда готов понять и принять предложенное. Дориан Грей только наслаждался своей красотой, но никогда не ценил таланта художника. Он бесконечно возмущался, что его принуждают «к бесполезному занятию», что художник рисует одно и то же по несколько раз, заставляя юношу тем самым проводить по несколько часов в одной позе неподвижно. Дориан не любил искусство. Он не видел в работах художника красоты, не ценил его стараний и трепетного отношения. Лишь один раз он увидел в них свое отражение, отражение своей свежести и юности, но пожалел, потому что искусство будет жить вечно, а не он. Если приглядеться к окружающему миру, то и здесь можно увидеть похожие тенденции: люди разучились видеть прекрасное в малом. Они слишком заняты повседневными делами, своими проблемами, житейскими склоками, и уже разучились воспринимать искусство.

Полотно, написанное Бэзилом Холлуордом, имеет неоднозначное толкование. С одной стороны, оно написано талантливо. С другой стороны, оно не принесло в жизнь Дориана ничего, кроме страданий, страхов и сомнений. Никто из персонажей произведения не является творцом, а, следовательно, некому было создавать и подлинное искусство. Но остается открытым вопрос: почему же художник, которым восхищались, который писал портреты с поразительной схожестью, не оказался творцом? Почему то, что он считал подлинным произведением искусства, вовсе не является таковым? Ответ заключается в следующем: настоящее, подлинное искусство всегда несет в себе добро. Подлинное искусство всегда пыталось рассказать человеку о нём самом, пыталось помочь разобраться в своём сложном и противоречивом внутреннем мире, избавиться от негатива, посмотреть на мир другими глазами. Оно не спрашивало, хочешь ли ты знать или не знать истины – оно просто помогало тебе. Настоящее искусство остается искусством вне всяких рамок – политических, временных, цензурных. Оно является бессмертным. Только в этом случае предмет может являться произведением искусства. Настоящий творец умеет выводить глубину на обозримую поверхность, собирать нектар своей души. Именно благодаря его труду и стараниям человек становится лучше. Если же произведение, каким бы оно ни было, не находит отклика в человеческом сердце, не несет созидающей энергетики, если оно является причиной разрушения внутреннего мира человека и убийства всего светлого в нем, то это не подлинное искусство. Это – портрет Дориана Грея.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s